Никаких крыльев нет. Просто умираешь - и всё. (Гусеница)
Много слышала о первом российско-японском мультипликационном проекте "Первый отряд" - аниме про альтернативную Великую отечественную войну. Но посмотреть всё как-то руки не доходили. И вот вчера в программе Гордона "Закрытый показ" наконец оценила. И что же? Я плакала горючими слезами - не оттого, что мульт больно жалостный и трогательный (хотя если брать во внимание сюжет так оно и должно быть), а оттого, как же коряво была реализована шикарная на первый взгляд задумка.






Аниме построено по наистандартнейшему сценарию, выученному наизусть всеми, кто хоть чуть-чуть знаком с этим видом искусства. Пользователи Lurkmore саркастически называют такие вот аниме "ояш", что означает "обычная японская школьница/школьник". Большинство аниме именно так и начинаются: жила-была обычная японская школьница (школьник). Был(а) он(а) самым(ой) обычным(ой), но только до определённого возраста (обычно - до 14-16 лет), а потом неожиданно узнал(а), что является потомком древнего рода воителей/вампиром/принцессой королевства, которое ещё нужно спасти. Так и здесь - жила-была обычная советская девочка Надя, пока не узнала, что обладает редким даром - видеть будущее и сражаться с тёмными силами. Вместе с другими "особенными детьми" Надю обучают в секретном Шестом отделе советской разведки. Обучают видеть сквозь стены, сражаться различными видами оружия (наша Надя лучше всего чувствует себя с катаной) и чувствовать друг друга на расстоянии. Потом всех остальных убивают, а Надя остаётся одна, чтобы сражаться против злого барона Вульфа, дух которого был вызван фашистами для того, чтобы вместе с другими, злыми духами рыцарей-тевтонцев, одолеть Советскую армию. Сюжет на первый взгляд интересный, да и идея шикарная - сколько ходило (и до сих пор ходит) мифов и легенд вокруг советской разведки, Кремля, Ленина и других символов советского прошлого. Да и Третий рейх - место, окружённое тайнами и загадками не хуже Стоунхенджа или озера Лох-несс. Чего только не придумывали наши СМИ: что гитлеровцы регулярно выходили на связь с НЛО, являлись активными сатанистами или магистрами всевозможных тёмных культов - даже якобы подлинный договор, по которому Гитлер отдавал Дьяволу свою бессмертную душу, нашли... Любит народ всякие байки, всегда любил. И мультик на эту тему можно было бы сделать шикарный. Но вот только недоработали создатели, ой как недоработали над ним! Но - обо всём по-порядку.
1. Сюжет. Бессвязный, недоработанный, местами скомканный, а местами - с зияющими дырками, которые, кажется, даже и не пытались прикрыть. Такое ощущение, что создателям позарез нужно было сдать свою работу к сроку - неважно, в каком виде. Что такое Шестой отдел, каким образом он тренировал детей-экстрасенсов для борьбы с фашистами - об этом нужно было рассказать подробнее. То, что это дети, а детей нельзя использовать для того, чтобы прикрывать, никто даже не думал. Это в японских аниме 14-летние девочки могут быть суперагентами и киллерами, а для советских детей это странно и противоестественно. О самом бароне Вульфе тоже рассказано вскользь - слава Богу, хоть вообще рассказано.
2. Персонажи. Самое слабое место мультфильма. О них практически ничего не известно. Исключение составляет лишь сама Надя, но и о её прошлом можно судить лишь из воспоминаний, выхватываемых урывками из её памяти во время контузии. По ходу действия нам попадается некий мудрый старец, которого и пуля не берёт, да и вообще сражается как Гэндальф, разве что молнии не мечет из посоха. Об этом старце вообще не рассказывают ничего, даже имени его не называют, хотя он играет ключевую роль в судьбе Нади - без него она бы погибла ещё в самом начале мульта. Когда после своей "гибели" старец вновь появляется уже перед финальной битвой, я подумала: ну вот оно! Наконец-то расскажут, кто он такой! Если появился - значит, ещё сыграет свою роль в финальной битве со злом! Губу пришлось быстро закатать.
Ключевые, казалось бы, персонажи - пионеры Первого отряда, погибшие за Родину (о чём мы знаем только по отрывочным Надиным воспоминаниям), тоже проскальзывают мельком. О них - ничего из того, что должно было быть: ни каких-то сведений из их прошлого, ни подробностей их гибели - то ли они действительно погибли "за Родину и Сталина", то ли просто были затравлены собаками, когда полезли в немецкий сад за яблоками. Ничего вообще. А ведь в хорошем аниме (да и в хороших мультиках вообще) именно небольшие детали о каждом из героев говорят больше всего. Именно они заставляют вспоминать умерших героев мульта с трепетом, переживать за них. Невзначай оброненные фразы, какие-нибудь странности, привычки... как же они заставляли меня рыдать когда-то в "Сейлормун"! Несколько загубленных юных жизней - абсолютно не жаль, потому что о них - ничего. И моменты езды на велосипеде счастливой компанией, всплывающие в Надиной памяти, смотрятся просто как очередная картинка, хотя должны вызывать жалость к персонажам. И когда они по Надиному зову возвращаются из небытия, чтобы сразиться с призраками тевтонских рыцарей, зритель должен почувствовать радость от того, что они возвращаются, тоску от того, что они пришли на столь короткое время... Жалость, опять же... Но их катастрофически не жаль. Как не жаль в течение всего фильма и саму Надю, хотя у неё вроде как погибли родители, да и вообще трудная жизнь была.
Были там ещё две немецкие агентши (точнее, я сама додумывала, кто они. В фильме вообще ничего о них не было - пришли, постреляли, побегали и всё) - две сексапильные блондинки с грудью четвёртого размера. То ли сёстры-близнецы, то ли лесбиянки - типичные персонажи аниме для озабоченных подростков.
3. Особенности национальной культуры. Советские пионеры и солдаты с огромными глазищами. Девушка с розовыми волосами по имени Зина. Клавдия Шульженко, напоминающая ведьму Урсулу из "Русалочки". Моё сознание активно сопротивлялось. Ну не для нашего зрителя подобное кино снято!
4. Элементы мокьюментари. Непонятно зачем вставлены. Все почему-то говорят, что без дядек, рассказывающих о том, как они якобы изучали материалы Шестого отдела или участвовали в битве солдат Красной Армии против "армии тьмы", фильм был бы убогим. А я, например, считаю, что элементы эти только мешали просмотру. Хотя, возможно, они были просто вставлены "как Бог на душу положит" - прямо в разгар экшн-сцены время от времени появлялся какой-нибудь "психолог" или "ветеран войны". И ещё. Если уж подобное делать, то брать не таких уж известных актёров на роли этих дядек. А то другие ещё куда ни шло, но когда на экране возник папа Макарова из "Кадетов", он же актёр Мартиросян, с умным видом рассказывающий о действии психотропных препаратов, я на какое-то время впала в ступор. Эта, что называется, "фишка" явно была вставлена для экспортного зрителя - наши люди Мартиросяна знают хорошо. По крайней мере, та целевая аудитория, на которую "Первый отряд" рассчитан, "Кадетство" наверняка смотрела.
Хотя в общем-то всё красиво и достаточно жестоко. Вполне себе на уровне добротного аниме, адресованного не на серьёзного зрителя, а на поклонников просто красивого зрелища. Конечно же, "Первый отряд" своего зрителя найдёт. Вот только очень надеюсь, что подрастающее поколение не станет изучать историю по этому мульту. А не то лет так через 10 учащиеся 5-7 классов будут рассказывать, что победу над фашистской Германией одержали пионеры из "Первого отряда" - мёртвые, как и само это аниме.






Аниме построено по наистандартнейшему сценарию, выученному наизусть всеми, кто хоть чуть-чуть знаком с этим видом искусства. Пользователи Lurkmore саркастически называют такие вот аниме "ояш", что означает "обычная японская школьница/школьник". Большинство аниме именно так и начинаются: жила-была обычная японская школьница (школьник). Был(а) он(а) самым(ой) обычным(ой), но только до определённого возраста (обычно - до 14-16 лет), а потом неожиданно узнал(а), что является потомком древнего рода воителей/вампиром/принцессой королевства, которое ещё нужно спасти. Так и здесь - жила-была обычная советская девочка Надя, пока не узнала, что обладает редким даром - видеть будущее и сражаться с тёмными силами. Вместе с другими "особенными детьми" Надю обучают в секретном Шестом отделе советской разведки. Обучают видеть сквозь стены, сражаться различными видами оружия (наша Надя лучше всего чувствует себя с катаной) и чувствовать друг друга на расстоянии. Потом всех остальных убивают, а Надя остаётся одна, чтобы сражаться против злого барона Вульфа, дух которого был вызван фашистами для того, чтобы вместе с другими, злыми духами рыцарей-тевтонцев, одолеть Советскую армию. Сюжет на первый взгляд интересный, да и идея шикарная - сколько ходило (и до сих пор ходит) мифов и легенд вокруг советской разведки, Кремля, Ленина и других символов советского прошлого. Да и Третий рейх - место, окружённое тайнами и загадками не хуже Стоунхенджа или озера Лох-несс. Чего только не придумывали наши СМИ: что гитлеровцы регулярно выходили на связь с НЛО, являлись активными сатанистами или магистрами всевозможных тёмных культов - даже якобы подлинный договор, по которому Гитлер отдавал Дьяволу свою бессмертную душу, нашли... Любит народ всякие байки, всегда любил. И мультик на эту тему можно было бы сделать шикарный. Но вот только недоработали создатели, ой как недоработали над ним! Но - обо всём по-порядку.
1. Сюжет. Бессвязный, недоработанный, местами скомканный, а местами - с зияющими дырками, которые, кажется, даже и не пытались прикрыть. Такое ощущение, что создателям позарез нужно было сдать свою работу к сроку - неважно, в каком виде. Что такое Шестой отдел, каким образом он тренировал детей-экстрасенсов для борьбы с фашистами - об этом нужно было рассказать подробнее. То, что это дети, а детей нельзя использовать для того, чтобы прикрывать, никто даже не думал. Это в японских аниме 14-летние девочки могут быть суперагентами и киллерами, а для советских детей это странно и противоестественно. О самом бароне Вульфе тоже рассказано вскользь - слава Богу, хоть вообще рассказано.
2. Персонажи. Самое слабое место мультфильма. О них практически ничего не известно. Исключение составляет лишь сама Надя, но и о её прошлом можно судить лишь из воспоминаний, выхватываемых урывками из её памяти во время контузии. По ходу действия нам попадается некий мудрый старец, которого и пуля не берёт, да и вообще сражается как Гэндальф, разве что молнии не мечет из посоха. Об этом старце вообще не рассказывают ничего, даже имени его не называют, хотя он играет ключевую роль в судьбе Нади - без него она бы погибла ещё в самом начале мульта. Когда после своей "гибели" старец вновь появляется уже перед финальной битвой, я подумала: ну вот оно! Наконец-то расскажут, кто он такой! Если появился - значит, ещё сыграет свою роль в финальной битве со злом! Губу пришлось быстро закатать.
Ключевые, казалось бы, персонажи - пионеры Первого отряда, погибшие за Родину (о чём мы знаем только по отрывочным Надиным воспоминаниям), тоже проскальзывают мельком. О них - ничего из того, что должно было быть: ни каких-то сведений из их прошлого, ни подробностей их гибели - то ли они действительно погибли "за Родину и Сталина", то ли просто были затравлены собаками, когда полезли в немецкий сад за яблоками. Ничего вообще. А ведь в хорошем аниме (да и в хороших мультиках вообще) именно небольшие детали о каждом из героев говорят больше всего. Именно они заставляют вспоминать умерших героев мульта с трепетом, переживать за них. Невзначай оброненные фразы, какие-нибудь странности, привычки... как же они заставляли меня рыдать когда-то в "Сейлормун"! Несколько загубленных юных жизней - абсолютно не жаль, потому что о них - ничего. И моменты езды на велосипеде счастливой компанией, всплывающие в Надиной памяти, смотрятся просто как очередная картинка, хотя должны вызывать жалость к персонажам. И когда они по Надиному зову возвращаются из небытия, чтобы сразиться с призраками тевтонских рыцарей, зритель должен почувствовать радость от того, что они возвращаются, тоску от того, что они пришли на столь короткое время... Жалость, опять же... Но их катастрофически не жаль. Как не жаль в течение всего фильма и саму Надю, хотя у неё вроде как погибли родители, да и вообще трудная жизнь была.
Были там ещё две немецкие агентши (точнее, я сама додумывала, кто они. В фильме вообще ничего о них не было - пришли, постреляли, побегали и всё) - две сексапильные блондинки с грудью четвёртого размера. То ли сёстры-близнецы, то ли лесбиянки - типичные персонажи аниме для озабоченных подростков.
3. Особенности национальной культуры. Советские пионеры и солдаты с огромными глазищами. Девушка с розовыми волосами по имени Зина. Клавдия Шульженко, напоминающая ведьму Урсулу из "Русалочки". Моё сознание активно сопротивлялось. Ну не для нашего зрителя подобное кино снято!
4. Элементы мокьюментари. Непонятно зачем вставлены. Все почему-то говорят, что без дядек, рассказывающих о том, как они якобы изучали материалы Шестого отдела или участвовали в битве солдат Красной Армии против "армии тьмы", фильм был бы убогим. А я, например, считаю, что элементы эти только мешали просмотру. Хотя, возможно, они были просто вставлены "как Бог на душу положит" - прямо в разгар экшн-сцены время от времени появлялся какой-нибудь "психолог" или "ветеран войны". И ещё. Если уж подобное делать, то брать не таких уж известных актёров на роли этих дядек. А то другие ещё куда ни шло, но когда на экране возник папа Макарова из "Кадетов", он же актёр Мартиросян, с умным видом рассказывающий о действии психотропных препаратов, я на какое-то время впала в ступор. Эта, что называется, "фишка" явно была вставлена для экспортного зрителя - наши люди Мартиросяна знают хорошо. По крайней мере, та целевая аудитория, на которую "Первый отряд" рассчитан, "Кадетство" наверняка смотрела.
Хотя в общем-то всё красиво и достаточно жестоко. Вполне себе на уровне добротного аниме, адресованного не на серьёзного зрителя, а на поклонников просто красивого зрелища. Конечно же, "Первый отряд" своего зрителя найдёт. Вот только очень надеюсь, что подрастающее поколение не станет изучать историю по этому мульту. А не то лет так через 10 учащиеся 5-7 классов будут рассказывать, что победу над фашистской Германией одержали пионеры из "Первого отряда" - мёртвые, как и само это аниме.